Обучающая программа по дыхательному аппарату АП «Омега»

Сегодня пожарно-спасательные гарнизоны комплектуются современными дыхательными аппаратами. Их необходимо содержать в полной технической исправности, а также обеспечивать в установленные сроки техническое обслуживание. Несоблюдение этих правил может привести к трагическим последствиям.

В соответствии с этим компанией АО «Дыхательные системы-2000» совместно с ООО «КБ Персона» разработана технология виртуального моделирования и визуализации узлов и механизмов дыхательных аппаратов со сжатым воздухом на примере АП «Омега» (подробнее про АП «Омега» >>>). Разработана специальная программная среда, в основе которой лежит использование 3D-моделей, отражающих принципы работы узлов и механизмов дыхательного аппарата. Подробная информация на сайте

Данная технология позволяет не только рассмотреть узлы АП «Омега» по отдельности, но и декомпозировать их на простейшие составные элементы и всесторонне изучить детали и механизмы без вмешательства в техническое устройство.

Применение метода предусматривает следующие действия:
  • разбор всего дыхательного аппарата;
    АП «Омега»
  • разбор отдельных элементов (полнолицевая маска, спинка и подвесная система, легочный аппарат, редуктор, манометр);
    АП «Омега» (разбор)АП «Омега» (разбор) (01)АП «Омега» (разбор) (02)
    АП «Омега» (разбор) (03)АП «Омега» (разбор) (04)АП «Омега» (разбор) (05)
    АП «Омега» (разбор) (06)АП «Омега» (разбор) (07)АП «Омега» (разбор) (08)
  • описание отдельных элементов и узлов и их назначения.

Для оценки эффективности применения данной технологии при изучении технического устройства дыхательных аппаратов подхода, авторы статьи взаимодействовали с профессором Ивановской пожарно-спасательной Академии ГПС МЧС России доктором технических наук Таракановым Денисом Вячеславовичем.

Группе из 30 человек предлагалось изучить устройство аппарата двумя способами: обычным, с применением макета, и модифицированным, с применением виртуальной модели. Для этого группа случайным образом была поделена на две подгруппы по 15 человек. Итоги оценивались с помощью тестовых вопросов на знания по ДА. Результаты тестирования представлены на диаграмме (рис. 1).

Рисунок 1. Сравнение результатов тестирования с применением различных способов изучения
Рисунок 1. Сравнение результатов тестирования с применением различных способов изучения.

Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что предлагаемый модифицированный способ изучения с применением виртуальной модели серьезно повышает усвоение учебного материала. Эффективность применения информационной технологии может быть количественно оценена.

Таким образом, можно измерить качество усвоения материалов при изучении технического устройства дыхательного аппарата с использованием разработанной технологии. Вероятность определяется по формуле и составляет:

Вероятность определяется по формуле и составляет

По функции Харрингтона, используемой в исследованиях поведенческих особенностей человека, полученный результат говорит о существенной эффективности применения разработанной технологии в изучении технического устройства дыхательных аппаратов. Уровень усвоения учебных данных выше статуса «хорошо» и приближен к статусу «отлично».

Диапазоны значений функции Харрингтона и полученный в ходе исследования результат представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Интервальные значения функции Харрингтона
Рисунок 2. Интервальные значения функции Харрингтона.

Таким образом, результаты оценки эффективности применения разработанной технологии при изучении технического устройства дыхательных аппаратов однозначно говорят о целесообразности ее применения в сравнении с традиционными методами подготовки.

Обучение с использованием 3D-моделирования и детальной разборки объекта на узлы приводит к повышению качества знаний специалистов, способствует более глубокому пониманию сложных устройств и их структуры, при этом возрастает скорость обучения и улучшается усвоение информации.

Выражаем благодарность доктору технических наук Тараканову Денису Вячеславовичу.